Что такое логопедическая характеристика и для чего ее составляют

Логопедическая характеристика – документ, в котором отражаются результаты обследования речевой деятельности ребёнка. Заполняется логопедом – специалистом медицинского или образовательного учреждения….

Оглавление:

  • Основные виды речевых нарушений
  • Устная речь
  • Письмо
  • Этапы диагностики
  • Памятка по составлению логопедической характеристики на ребенка
  • Бланк характеристики

Основные виды речевых нарушений

Патологии могут затронуть устную или письменную речь. В каждом из этих типов отмечается ряд отклонений.

Устная речь

К дефектам внешнего оформления речи относят:

  • дисфонию – отсутствие фонации (голоса) или нарушение его силы, высоты, тембра;
  • брадилалию – значительное замедление темпа речи;
  • тахилалию – ускоренный темп речи;
  • тахифразию – быструю речь, многословие;
  • заикание – повторение звуков, слогов, внезапные остановки при разговоре из-за судорог в мышцах речевого аппарата;
  • дислалию – неправильное произношение, замена одних звуков другими;
  • ринолалию (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения;
  • дизартрию – сложности в произнесении определённых звуков и слов;
  • анартрию – отсутствие звуковой части речи.

В группу патологий, связанных со структурно-семантическим формированием высказываний, входят:

  • алалия – неразвитость речи при сохранности слуха и интеллекта;
  • афазия – потеря речи в результате заболеваний и травм головного мозга, после того, как она была сформирована.

Письмо

Нарушения этого типа проявляются в школьном возрасте, в начале учебной деятельности. К ним относятся:

  • дислексия – расстройство чтения. Школьник не узнает буквы, не может соединять их в слоги, а слоги в слова, не понимает прочитанный текст;
  • дисграфия – расстройство письма. Ребёнок не запоминает образы букв, пропускает их при написании слов, неправильно формулирует и пишет предложения.
  • алексия и аграфия – неспособность ребёнка овладеть навыками чтения и письма. Часто наблюдается сочетание этих нарушений.

Прежде чем поставить диагноз, логопед проводит диагностику. При необходимости выписывает направление на консультацию к невропатологу, нейрохирургу, психологу.

Этапы диагностики

На начальном этапе специалист устанавливает контакт с ребёнком, собирает от родителей анамнез (особенности рождения, наличие хронических заболеваний). Выявляет уровень общего развития (физического, психического), состояние эмоционально-волевой сферы.

На следующем этапе изучаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, характер речевого поведения, умение устанавливать коммуникативные связи, отношение школьника к своему речевому дефекту.

Затем непосредственно исследуется патология речи, заполняется речевая карта, и составляется подробная характеристика на ребёнка.

Памятка по составлению логопедической характеристики на ребенка

Сначала логопед составляет краткий анамнез речевого развития маленького пациента. Такой анамнез составляется после изучения медицинской документации и беседы с родителями (законными опекунами).

Формулировки:

  • речевое развитие без особенности;
  • в соответствии с возрастом;
  • задержка речевого развития;
  • разговаривать начал поздно;
  • длительное время окружающим было сложно понять, что говорит ребенок.

Далее оценивается речевая среда и социальные условия. Логопед может указать следующие параметры:

  • использование для разговора двух языков в семье, где проживает ребенок;
  • речевая среда нормальная – без особенностей;
  • социальные условия неблагоприятные или благоприятные;
  • у одного из биологических родителей есть или были ранее проблемы с речевым развитием;
  • у прямых родственников нет проблем с произношением и никогда не было.

Следующий этап предполагает оценку общей и мелкой моторики ребенка. Логопед внимательно изучает малыша, как он работает руками. На основании этого он может установить, нарушена моторика у него или нет, какая рука ведущая, правильно он держит предмет для письма или нет, как скоро он бросает писать из-за усталости.

Кроме указанных параметров логопед также оценивает:

  • артикуляционный аппарат (строение, движения, наличие аномалий);
  • как звучит речь ребенка – нарушена она или нет, четко произносит он звуки, слоги, слова или же нет. Также обращают внимание на интонацию;
  • понимание речи;
  • активный словарь – сколько слов знает, понимает ли их обозначение, какие чаще использует во время разговора;
  • грамматический строй;
  • структура слогов;
  • произношение звуков;
  • восприятие звуков на слух;
  • связная речь у ребенка или нет;
  • письмо и чтение.

Бланк характеристики

Образец:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Качко Дмитрий Сергеевич/ автор статьи

Медицинский стаж: 5 лет
Врач 1-й категории.
Эксперт и консультант сайта: BaikalStom.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал о причинах заболеваний, лучших лекарственных препаратах и о рекомендациях врачей